Мой мир глазами художников
Профессиональность компетентность и конфидециальность гарантирую
Аудитор Петрова Татьяна Александровна

Мой мир глазами художников

www.auditpetrova.ru

Интернет- выставка авторских работ нижегородской художницы Галины Каковкиной. На этой страничке я познакомлю Вас с одной из наиболее любимых мной нижегородских художниц, представлю Вашему вниманию 39 ее полотен (3 из них из моей маленькой личной коллекции), представляющих почти в полном объеме часть ее многочисленных проектов. Ее работы тоже часть моей жизни и многие картины созвучны мне по сути и содержанию. Художница на этой страничке сама расскажет о себе и своих жизненных приоритетах, я же в этих целях использовала извлечения из интервью с ней в СМИ и ее статей в интернете. Расскажу я Вам и об известном в Нижнем творческом объединении художников «Черный пруд» ибо не озвучить значение этого объединения в жизни и творчестве Галины Каковкиной – это почти ничего не сказать о ней.

Представляю художника Галину Каковкину и ее авторские работы:

6.5Kb Галина Каковкина родилась 10 января 1957г в г.Горьком (Н.Новгород). Сейчас у нее давно уже другая фамилия, но девичью фамилию она выбрала в качестве творческого псевдонима. Нижегородская художница, живописец, участник и автор многочисленных художественных выставок и проектов, одна из учредителей творческого объединения художников "Чёрный пруд».

5.2Kb «Занятия живописью, начавшиеся в семнадцатилетнем возрасте, очень быстро стали для Галины Каковкиной профессией и основным способом самовыражения творческой натуры. Ее университетами были уроки мастерства у известных художников Нижнего Новгорода. Первая заявка о себе — участие в областной художественной выставке 1976 года. А дальше — квартирные выставки нижегородского андеграунда, проходившие полуподпольно в течение нескольких лет. Следующая значимая страница биографии — учреждение вместе с единомышленниками в 1987 году неформального творческого союза «Черный пруд». Много лет Галина Каковкина активно участвует в выставочных проектах, объединяющих художников Нижнего Новгорода и Поволжья» Источник: пресс-релиз Нижегородского городского художественного музея

1976 участие в областной художественной выставке.
1977-1982 квартирные выставки в Нижнем Новгороде.
1987 участие во втором Всесоюзном фестивале народного творчества (диплом лауреата).
1988,1990 персональные выставки в Нижнем Новгороде.
1987-1991 выставки объединения "Чёрный пруд" в Нижнем Новгороде,
в Чебоксарах, в Москве.
1991 персональная выставка в Нижнем Новгороде. Персональная выставка в Чувашском государственном художественном музее — г. Чебоксары. Персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл — г. Йошкар-Ола.
1992 выставка "Другое поколение" — Нижегородский художественный музей.
1993 выставка "Другое поколение-2" — Центральный Дом художника, г. Москва и Нижегородский государственный художественный музей. Выставка "Сны о России" Северный Уэльс, Англия. Совместная выставка с Н. Сметаниным — Нижегородский выставочный комплекс.
1994 выставка "Москва - Нижний" — Нижегородский выставочный комплекс.
1995-1996 видео проект "Интерпретация живописи", персональные выставки в галерее "Кариатида": "Прогулка по саду", "Между вещью и пустотой", "Имя времени", "Городской пейзаж". Выставка "Художники Нижнего Новгорода" — Чувашский государственный художественный музей.
1996 участие в арт-ярмарке в Центральном доме художника, г. Москва.
1998 персональная выставка "Свет. Фрагменты" — Нижегородский выставочный комплекс.
1999 персональная выставка "Композиция с дорогой" — Нижегородский государственный художественный музей.
2000 персональная выставка в Государственном институте искусствознания, г. Москва.
2001 выставка "Высокое напряжение" — Нижегородский художественный музей.
2002 персональная выставка "Экспозиция 12" — Нижегородский выставочный комплекс. Выставка "Зеленый шум" — Музей пейзажа, г. Плёс. Проект "Берег" в рамках выставки "Высокое напряжение 2" — Нижегородский государственный художественный музей.
2003 выставка "Русский натюрморт и интерьер XIX-XX вв." Нижегородский государственный художественный музей. Выставка "Свет и тень" — Нижегородский выставочный комплекс.
2004 выставка "Люди, улицы, дворы" — Нижегородский художественный музей. Выставка "Нижегородская осень в Москве" — посольство Новой Зеландии, г. Москва.
2005 совместная выставка с Н. Панковой — г. Нижний Новгород.
2006 выставка "…как дети" — Мастерская изобразительного труда, г. Нижний Новгород.
2007 выставка "Секреты мастерства" г. Москва. Выставка "Черный пруд 2007" — Нижегородский государственный художественный музей. Выставка "Арт-салон" — Нижегородская ярмарка.
2008 персональная выставка "Дорога в Чебоксары" в Чувашском государственном художественном музее и в Художественном музее г. Новочебоксарска. Выставка "Арт-салон" — Нижегородская ярмарка. Выставка "Нижегородская осень" в дипломатической академии МИД РФ, г. Москва. Выставка "Открытый город" г. Вена, Австрия. Персональная выставка "Дорога домой" — Нижегородский государственный художественный музей. Выставка "Душа пейзажа" — галерея "Виктория", г. Самара. Персональная выставка "Тихая жизнь на фоне белых холмов" в г. Саров.
2009 выставка "Как-то быстро закончились праздники" — г. Нижний Новгород. Арт-проект "Окна" — Приволжский филиал Государственного центра современного искусства. "Выставка произведений современных художников шести стран" — Музей мирового искусства, г. Пекин. Персональная выставка в Ульяновском областном художественном музее. Выставка ОП 450 — художественный проект в рамках Первого Нижегородского Фестиваля Науки и Искусства.
2010 выставка "Черный пруд. Диалоги об искусстве" — галерея "Вещь в себе", г. Нижний Новгород.

Работы Галины Каковкиной находятся в собраниях:

Нижегородского государственного художественного музея, Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары), музея изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола),
Государственного музейно-выставочного фонда "Росизо" (МК РФ), музея русского пейзажа (г. Плёс), Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, художественного музея г. Новочебоксарска, Ульяновского областного художественного музея и др.

«Спутать работы Галины Каковкиной с работами других авторов невозможно, даже когда художница начинает работать с новыми темами и проектами. Особый мир и особая одухотворенность образов, романтичность и таинственность одновременно. Загадка и таинство красок преобразуется в энергетику и полотна манят к себе, задевая самые тонкие струны нашей души. Воздух звенит, а светотени становятся не способом выражения, а объектом живописи. Предметы оживают, цветы источают тонкие запахи, и ты веришь, что вот-вот снежинки упадут тебе прямо на ладони. Портреты за несколько секунд переносят тебя в другую эпоху и ты успеваешь пережить с ними маленькую, но созвучную им жизнь. Что такое для меня лично значит этот художник и его картины? По силе ощущений для меня это сравнимо лишь со звуками органа. Это когда, что-то невидимое приподнимает тебя от земли и уносит далеко, далеко от реальности, заполняет твое сознание вечной поэзией звука и образа. Не скрою, я поклонница более ранней Каковкиной. Мне, конечно, нравятся и более поздние ее работы, но мне очень трудно понимать и принимать почти философские работы на холсте о значимости жизни, величии одиночества и дорогам к концу пути. Я же все же безнадежный романтик. А еще… Попробуйте поднести ладонь к ее работам – реальное ощущение исходящего тепла. Может она пишет не кистью, а сердцем и силой духа своего?» Татьяна Петрова

В 1995-1996 гг. Галина Каковкина и Любовь Сапрыкина, при участии Анны Гор и Сергея Пазушкина, создают проект "Интерпретация живописи", состоящий из трех персональных выставок Г. Каковкиной (Прогулка по саду, Между вещью и пустотой и Имя времени) и двух фильмов. В 1998 году в Нижегородском выставочном комплексе состоялась персональная выставка Галины Каковкиной "Свет. Фрагменты"

«В этом большом проекте Каковкина пытается проанализировать природу Света, его физическую и метафизическую составляющие. Полотна этих серий решены в темном мерцающем колорите. Основное пространство картин отдано тени. Свет появляется в нем лишь пятном или бликом, обозначающим рельеф ландшафта или, наоборот, искажающим его.
Большую часть работ составляют парковые и городские пейзажи, полные таинственного внутреннего свечения. На редких натюрмортах изображены простые предметы, окруженные светом или тенью как собственным мистическим пространством.

Фиксируя в своих персонажах константу родового, незыблемого, сословного, художник настойчиво повторяет тему долгого, пристального, неморгающего взгляда, так хорошо знакомую по произведениям русских "персонников" Их тайна, быть может, раскрывается в диалектике "созерцающего" и "созерцаемого" "Я", сфокусированном в собственном "Я" Галины Каковкиной. Она не пишет своих автопортретов, основанных на пристальном изучении своего отражения, а надевает маски и костюмы другого времени, сквозь которое едва проступают очертания ее фигуры, и просвечивает ее взгляд. Вневременность осознания "Я" говорит о мистике души, а вневременность видения мира - о "метафизике природы". Природа в творчестве Каковкиной живет по законам "метафизического времени", основанным на "вечном возвращении того же" (М. Хайдеггер). Смысловым узлом, соединяющим земное и возвышенное, становится образ мирового или космического древа (arbor mundi), персонифицированного в излюбленное художницей изображение "красного вяза". Фокусируя пространство пейзажей, оно как бы обозначает место пересечения вселенной (макрокосма) с человеком (микрокосмом), а так же символизирует круговращение времени, когда солнце на границе старого и нового года описывает годовой путь вокруг Мирового древа.
В зимних пейзажах Галины Каковкиной, где преобладают городские мотивы, особую роль играет интерпретация темы снега, связанная с традициями русского символизма, вызывающая воспоминания о "запредельности" снежной стихии в контексте А. Блока, А. Белого, Б. Пастернака. Снег метельной завесы, снег чистого поля — знак очищения, образ светового преображения и белая проясненность самого лица Земли. Каковкина постоянно использует способность цвета на глазах менять качества пространства, то сгущаться, то разреживаться, порой доводя окрашенность до сверхплотной концентрации. И там, где вступает в действие красный цвет, субстанция красящего материала, раскалившись до предела, застывает пламенеющей магически властной массой.»

8.3Kb Основатель и арт. директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенале» (ГЦСИ), куратор выставок и проектов, автор статей, книг и телепередач о современном искусстве и архитектуре, постоянный эксперт“Нижегородского архитектурного рейтинга” Любовь Сапрыкина (1958-2005гг)

«В станковой живописи нижегородского художника Галины Каковкиной получают разрешение многие противоречия, угнетающие художественное сознание постиндустриальной эпохи. Заряженность позитивным, светлым восприятием мира обусловлена длящейся радостью от встречи с гармонией или надеждой на эту встречу»

6.9Kb Ирина Маршева - искусствовед, зам. директора по научной работе НГВК, член союза художников РФ, ст. преподаватель кафедры истории культуры и религии ННГУ им. Лобачевского.

«Галина Каковкина - скучный человек. Не поет, не сочиняет стихов, не выдвигает свою кандидатуру на выборах, не ездит в экзотические страны. Пишет картины, несмотря на бытующее в искусствоведческих кругах мнение о том, что живопись умерла... Вот так, блуждая в полной рассеянности по залам, вы вдруг обнаружите, что смотрите куда-то дальше картин, и они - лишь повод для того, чтобы это с вами произошло.
Все суетное исчезло. Вы - один на один с пространством, ритмом, светом, и, кажется, уже очень близки к тому, когда 'свой тайный смысл доверят вам предметы'...
К привычной действительности возвращают жизнерадостные летние букеты, но и это возвращение - обманчивое. Есть цветок, есть горшок, но такие, каких никогда прежде не видели, хотя художница и покупала реквизит для натюрмортов на остановке 'площадь Свободы'. Вы тянетесь к цветку, а он вас тянет пофилософствовать. В пути с Галиной Каковкиной остро ощущаешь, что жизнь не измерить рекордами, приобретениями, количеством удач и поражений. Это лишь внешние вехи биографии, определяемые цифрами. Символ главной дороги - маленькое тире между двумя датами»

Марина Игнатушко – журналист, обозреватель по вопросам архитектуры и искусства , куратор проектов НГЦСИ.(Извлечения из статьи «Интересные подробности» www. 4nas.livejournal.com)

«Всегда были в центре внимания зрителей картины Галины Каковкиной. Ее портреты глубоко психологичны. Одинокие, молчаливые, погруженные в самих себя герои Каковкиной аскетичны и возвышенны. В ее натюрмортах безошибочное чувство стиля А. Мордвинова,
ст. научный сотрудник Художественного музея для газеты Советская Чувашия 17 декабря 1988 года

8.1Kb Художница Галина Каковкина сама о себе, о творчестве, о душе и своих жизненных принципах:

«Художнику проще, в определенном смысле, можно построить свою башню из слоновой кости, пусть абсолютно метафизическую, уединиться там и работать. Другим людям, наверное, сложнее, но в конечном итоге каждый имеет свободную волю, свободное сознание, свободный дух, каждый вправе жить так, как ему хочется, воспринимать мир так, как ему хочется, даже в политике выбирать то, что ему нравится.

Красота - это не то, что приятно для глаза, красота - это то, что высоко и иногда страшно, потому как повергает в трепет, а красивость - это то, что удобно, то, что иногда называют пошлостью, и это мир погубит. Красивость доступна, красота трудна. Вот эта трудная, страшная красота спасет мир

Я человек верующий и уже давно. Я стала веровать в Бога, когда это еще не было модно, хоть сейчас, я думаю, ничего не изменилось, верующих стало больше, но не стало лучше. Я никогда не старалась быть пророком, мне просто кажется, что каждый должен делать хоть что-то, чтобы изменить то, что ему не нравится. Если относиться к своему делу серьезно, если заниматься искусством в том смысле, что что-то созидать - это значит заниматься не развлекательной деятельностью, а заниматься высокой, духовной деятельностью. Кстати, это заметно - кто-то развлекает, кто-то хочет быть интересным, а кто-то ворочает камни, строит храмы. Если ты служишь Богу, то рано или поздно ты начнешь молиться. А если ты хочешь развлечь людей, устроить балаган, то тебе Бог ни к чему. В определенном возрасте, которого мы достигли, работа заменяет все. Кроме работы, по большому счету, не нужно ничего, общение нужно лишь в той мере, в какой оно помогает работе, а все остальное - развлечения, отдых - это тоже, то самое, что дает стимул к работе, и вся жизнь подчинена этому» Галина Каковкина

Источник www.politkuhnya.ru "Политическая кухня" 15 марта 2002 г.

«Очень многие годы писалось за шкаф и в шкаф. Не могу сказать, что это приятно, но это не смертельно и не катастрофично, всегда найдется несколько друзей, которые посмотрят, поддержат и скажут: знаешь, а что-то есть. И это уже утешает.

И если художник замахивается на то, чтобы все разрушать, то, что веками устанавливалось, то должен быть готов погибнуть под обломками, это его свободная воля.
Он должен быть достаточно умен, чтобы предвидеть последствия.

Человек этичный будет ставить эксперименты только на себе, а неэтичный – на других. Просто не делай того, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе.

Художник удовлетворяет свою страсть к творчеству только за свой собственный счет. Он не руководствуется ничем, никакими рациональными принципами. Он в принципе иррационален. Все, что он делает, иррационально. Потому что единственный критерий во время работы - это или красиво, или интересно. Больше ничего не принимается в расчет. Интересно только для меня, все остальное не имеет значения.

по-настоящему художник творит, не думая о том, чтобы вскрывать язвы социума. Часто это получается помимо него, против его воли. Когда по-настоящему делаешь что-то интересное, потом оказывается, что это все на злобу дня. На самом деле этих задач изначально не ставилось. Потому как человек – часть социума, и художник – часть социума, хочет он того, или нет. Как правило, он этого не хочет. Он хочет быть аполитичным, но это очень редко получается. Поэтому хочет оно того, или нет, но он проблемы общества вскрывает. Но изначально он себе такую цель не ставит» Галина Каковкина

09.07.08 Извлечения из текста дискуссии в нижегородском государственном центре современного искусства, опубликованного на страницах @rt.nnov.ru

«Ознакомившись с тем материалом, который я вам подобрала, я очень надеюсь, Вы всей душой примите творчество этой маленькой женщины-художницы, вживетесь в ее мир и навсегда останетесь поклонниками ее таланта» Татьяна Петрова

9.2Kb 10.1Kb 12.4Kb 10Kb

11.1Kb 9.6Kb 10.5Kb 7.3Kb

10.7Kb 9.3Kb 13Kb 10.1Kb

8.4Kb 6.3Kb 10.9Kb 10.7Kb