Мой мир глазами художников
Профессиональность компетентность и конфидециальность гарантирую
Аудитор Петрова Татьяна Александровна

Мой мир глазами художников

www.auditpetrova.ru

Интернет-выставка авторских работ нижегородского живописца и иконописца Якова Васильченко. Сооучредитель нижегородской общественной организации "Русское искусство". Член легендарного неформального объединения нижегородских художников "Черный пруд" Преподает в школе иконописи при соборе Александра Невского.

Знакомьтесь….

vasilchenko_iak Васильченко Яков Константинович

Родился 15 октября 1953г.Закончил Горьковское художественное училище (1973).

  • Художник-оформитель. В семидесятых годах 20 века принимал участие в первых квартирных выставках. В 1987 году был одним из организаторов объединения "Черный пруд". С 1995 занимается иконописанием. Работы находятся в частных коллекциях и музейных собраниях. Соучредитель нижегородской региональной общественной организации «Русское искусство»
  • Если эти его работы и на вас произведут неизгладимое впечатление , то связаться с ни м вы можете по телефону 8 (910) 395-21-08 или став его виртуальным другом на ФБ https://www.facebook.com/iakovvasilchenko/about?lst=100005103340633%3A100011313790346%3A1529905848§ion=contact-info

«К сожалению, я лично мало знакома с самим художником, чего не скажешь о его работах. Где то на подсознании душа моя нашла в них какую то искренность созвучную мне. Прозрачность, духовность, едва уловимое тепло и талантливая рука мастера подкупают с первой минуты. У меня дома три его маленькие работы прожили вместе со мной долгую жизнь…в горе…и радости…Утешали, защищали и поддерживали. Многие картины ушли из моей жизни и коллекции…пришлось продать или подарить …так складывались обстоятельства. А на эти ни разу не поднялась рука…» - Татьяна Петрова

gorjunova_mg_1262gor « Яков Васильченко - это тонкий мастер акварели, сумевший передать красоту русской природы с её нежными неброскими красками. Его живописные работы пронизаны духовностью , глубоким содержанием и редким очарованием.. Много лет Яков преподаёт в школе иконописи при соборе Александра Невского и пишет иконы со строгим соблюдением всех церковных канонов. Однако в каждой его работе всё равно чувствуется рука яркого талантливого живописца» - Нина Прокопьевна Горюнова Президент НП «Усадьба художников» Нина Горюнова (89023070301)

ira_21 « Лирик легендарного объединения художников «Черный пруд». Многим его работам присуща легкая прозрачность расплывающихся очертаний. Его образные и пластические находки нашли продолжение в творчестве других нижегородских авторов. Яков Васильченко яркий представитель неформального нижегородского искусства 80-90 годов прошлого века. Трепетное отношение к неформальному объединению перевернуло сознание и сформировало новое отношение зрителя к изобразительному искусству и храмовой монументальной росписи» - Ирина Маршева - искусствовед, зам. директора по научной работе НГВК, член союза художников РФ, ст. преподаватель кафедры истории культуры и религии ННГУ им. Лобачевского. E-mail: marsheva@front.ru

«Когда в самом конце 80-х годов ХХ века началось восстановление собора Александра Невского на Стрелке, мы оказались в числе тех людей, кому предложено было этим заняться. Многие из наших друзей к тому времени уже воцерковились. В соборе тогда была полная разруха: дом причта не отапливался, все ютились в небольшой комнатке-сторожке. Встал вопрос: какой деятельностью мы будем заниматься и как будем строить нашу приходскую жизнь? Поскольку многие из нас были в то время вполне успешные художники, решено было открыть иконописную школу, а что еще? Сейчас, с высоты теперешнего знания и опыта, я понимаю, что это было по глупости, по самонадеянности, ведь никто из нас икон тогда не писал, но нам это действительно удалось. Интересно, что задолго до этого мы с мужем собрали большую коллекцию открыток с древнерусской миниатюрой – это было давнее увлечение. И мы решили собрать детей и для начала обучить их этому искусству. Собралась группа из шести маленьких девочек, я до сих пор их помню поименно. Занятия с ними проходили в той самой малюсенькой комнатке, которая обогревалась каким-то самодельным обогревателем с открытой спиралью. Девочки постоянно сжигали юбки, банты, косы – настолько было тесно. Условия были суровые, но воодушевление очень большое – дети не пропускали ни одного занятия. Но однажды встал вопрос: а чему учить их дальше? И я стала искать таких людей, кто научил бы нас писать иконы. Было много поисков и метаний, многие мне говорили: «Зачем тебе это нужно? Это дело серьезное, и ты его не потянешь». Это были совсем другие времена, мы просто жаждали такой деятельности. Причем все это было совершенно бесплатно, на голом энтузиазме. Более того, мы вкладывали свои сбережения в это дело. Мой муж Яков Васильченко тогда хорошо зарабатывал на продаже живописи, и мы отдавали десятину, чтобы приобрести для иконописной школы краски, альбомы. Первую мебель в школу мы тоже покупали на деньги Якова. И многие наши друзья жертвовали на это. Вообще мы очень долго работали бесплатно в школе, никто тогда и не думал, что за это надо платить. К нашей школе возник такой огромный интерес со стороны многих людей, которые принялись оказывать всяческую помощь: приносили книги, репродукции, бесплатно делали доски для икон. Все, к кому мы обращались с какой-либо просьбой о помощи, охотно откликались. Мы стали вывозить детей на экскурсии в музеи на средства благотворителей» - Иконописец Ольга Васильченко http://sozidau.ru/publishing/interview/ikonopisets-olga-vasilchenko-/

ya36519_499685606750932_1294665615_n ya942852_119467071773752_691886447781433786_n_1 ya994755_321147028272421_1496874803340421255_n

ya10391624_170376406682818_1690636670166656861_n ya12087730_170373966683062_775338180205012911248_o ya12087730_170373966683062_775338180205017129148_o1 ya12087730_170373966683062_7753381802050129148_o

ya11947660_982529338466554_5848801328499697088_n ya12472552_1054600977938147_8902034220963711144_n2 ya12523871_178281199225672_6567127821093227077_n ya12646948_121602584893534_7090578654105468082_n

ya12669609_121602208226905_753900764209639997_n ya12672066_121602554893537_5908093824569626954_o ya12697344_121520154901777_3376225698396134211_o1ya12698555_121602824893510_8117583713479612762_o ya12711163_121602194893573_526948800701232563_o1 ya12705277_121519618235164_2161994672720101722_n

ya12715263_121601931560266_3059248877629791281_n ya12715453_121519341568525_8752106947933453866_n ya12717478_121602094893583_2751352084348483921_n

ya12711163_121602194893573_526948800701232563_o ya12717787_121602594893533_4663042822177070422_n ya12728817_121519724901820_5323711510432340119_n_1

ya12742136_119478555105937_2032229956197903628_n_1 ya12742361_121519888235137_8193983741105374653_n ya12742474_121520044901788_8504403608127027822_n

ya12742791_119527698434356_8666348311666858530_n ya12742824_121602424893550_7427693816252439274_n ya12743807_121519851568474_2208884129082845001_n_1

ya12744436_119477158439410_4400149938144073881_n ya12744523_119528265100966_4335075840989230740_n_1 ya12791030_149130468807412_8955531208278476432_n

ya12800202_151288918591567_2458557281636855227_n ya12801115_149061398814319_7636142522249094091_n ya14990941_321146944939096_2851120923801720502_o

ya15032813_321146864939104_5030715731116631500_n ya15078915_321148791605578_5116832420049437060_n ya15094973_321148564938934_8037876537930314718_n

ya15965346_353763535010770_4414182445197069827_n yap10303321 yap10303371

yap10303311

Ну, а теперь об объединении «Черный пруд». Каким было это объединение, что сейчас говорят о нем и что пишут? Фотографии его учредителей до и после…

«В 1987 году мы были еще молоды и беспечны. Мы были художниками, давними друзьями, любили встретиться, поговорить об искусстве, о смысле жизни и о Спасении души. Мы писали картины и показывали их друг другу. Мы тогда разуверились во всем, писали и складывали в угол, выставки устраивались у кого-то дома, и тогда это казалось достаточным. Но однажды все изменилось. Неутомимый Леша Сахаров раскопал где-то закон 1933 года "о добровольных обществах и объединениях" и пошел искать правду. Правды он не нашел, но удача ему улыбнулась. Время было перестроечное, власть должна была как-то измениться, чтобы остаться у власти, поэтому горком комсомола взял нас под свое крыло как "неформалов".

Выставляться нам разрешили в кинотеатре "Рекорд" на втором этаже вестибюля, рядом со сквером, который назывался Черный пруд. Вот тогда мы узнали головокружительное чувство свободы и у нас началась новая жизнь, и это было счастьем. Собственно, и сейчас то время кажется очень счастливым.
Выставки шли одна за другой. Весной и осенью общие, между ними персональные и групповые. Работали много, будущее казалось необозримым, кровь кипела.
Сначала нас было восемь. Я, Леша Сахаров, Леша Акилов, Яков Васильченко, Коля Сметанин, Гена Урлин, Коля Опыхтин и Сергей Суворов. Потом приняли Сергея Сорокина и под конец Наташу Панкову.
В нашем родном нижегордском музее выставка Черного пруда прошла только к двадцатилетию объединения в 2007 году.
А тогда Черный пруд просто всколыхнул город. Народ шел на наши выставки гурьбой, работы раскупались. Горький в советское время был закрытым городом. На выставки мы ездили в Москву, а у нас в городе совсем ничего, кроме соцреализма. Поэтому то, что мы показывали, людям казалось невиданной экзотикой. Вернисажей мы не устраивали. Но были обсуждения перед закрытием. Приходили многие. Кто-то возмущался, кто-то дивился, кто-то пытался понять. Больше всего ругались в книге отзывов, анонимно. Чего нам только не желали, например, отправить нас всех на общественно-полезные работы. Однажды я выставила одну вещь, которая называлась "Без названия". Вскоре в газете появилась статья под заголовком "Картины без названия и поиски без находок", где возмущенный автор недоумевал, куда смотрят власти.
Потом посыпались приглашения со всех сторон. Мы сделали большую выставку на телевидении, в Кстово, в ДК Автозавода, в Москве (в Тушино), В Доме архитектора. В 1992 году галерея Кариатида пригласила чернопрудовцев поучаствовать в выставке "Другое поколение".
После этого выставки Черного пруда прекратились на много лет. Это произошло естественным образом. Я, Панкова и Сорокин стали работать самостоятельно. Васильченко и Сметанин, а потом и Акилов стали иконописцами. Леша Сахаров стал старостой собора Александра Невского. И только в последние годы мы снова стали выставляться вместе. Большая выставка "Черный пруд 2007"(НГХМ) и выставка "Черный пруд. Диалоги об искусстве" (галерея "Вещь в себе") стали праздником не только для нас и наших друзей, но и для всего города. И я надеюсь, что история "Черного пруда" еще продолжается. Они абсолютно не изменились, они стали немножечко лучше, когда я с ними общаюсь, я смотрю на них снизу вверх, но у нас по-прежнему теплые, дружеские отношения, и есть ситуации до сих пор, когда я прошу у них совета, они мне помогают. Вы знаете, в определенный период времени заводятся друзья, которые остаются друзьями на всю жизнь. Это из того времени»
ГАЛИНА КАКОВКИНА

Из истории нижегородского андеграунда

preview.1277408061 "Поколение дворников и сторожей" оказалось самым счастливым в смысле ощущения той "свободы", которую так безуспешно и долго искали "левые" и "либеральные". Свобода, не связанная ни с протестом, ни с сопротивлением, свобода как состояние, когда тебе ничто не угрожает, а если и есть опасения, то тебе на них глубоко плевать. Ничто не разрушит твоего собственного органичного ощущения мира и творчества, ничто не отвлечет от выражения сокровенного только тебе присущим языком, без реверансов в сторону авторитетов, академиков и прочих классиков. Нижегородское, нет, простите, горьковское, неформальное творческое объединение "Черный пруд" - провинциальный родственник и современник питерских, извините, ленинградских "Митьков" — давно перестало собираться, но до сей поры продолжает будоражить умы искренних и честных приверженцев идеи если не чистого искусства, то свободного творчества. "Черный пруд" был оплотом нонконформизма в большом, высоко образованном, культурном, музыкальном и театральном, но хронически закрытом, то есть совершенно не доступном для иностранцев городе.
Вольнодумство в изобразительном искусстве концентрировалось на квартирных выставках, где мнение друзей было похлеще выставкома. Выставком Союза художников мог назначить участником престижной выставки. Друзья, обсуждающие за стаканом портвейна живую плоть искреннего самовыражения, не посягали на самолюбие или амбиции, а тормошили душу, высекали искру творчества.
Зал кинотеатра "Рекорд", темноватый для живописи, не предназначенный для большого потока посетителей, стал местом первой экспозиции Современного искусства в городе Горьком. За первой выставкой последовало еще несколько, за кинотеатром надолго закрепилась репутация площадки нонконформизма. Интересно, что выставки ждал немыслимый коммерческий успех: картины быстро расходились по зарубежным частным коллекциям, говорят, даже, что первую выставку чуть не на корню А. Глезер купил и в Америку увез. Собиратели советского андеграунда вообще работами чернопрудовцев гордятся и не торопятся их продавать.
Почти все члены неформального объединения "Черный пруд" продолжают заниматься искусством. Духовные искания привели некоторых к иконописному творчеству. Кто-то просто занимается живописью, потому что по-другому не может. Дорого то, что но ни один из авторов не поступился духовно-творческими открытиями и обретениями, которые произошли с ними тогда, когда были они голодными, непризнанными, непубликуемыми, отвергнутыми" -

Ирина Маршева - искусствовед, зам. директора по научной работе НГВК, член союза художников РФ, ст. преподаватель кафедры истории культуры и религии ННГУ им. Лобачевского. E-mail: marsheva@front.ru

Вот такими они были молодыми...

molodost130416_nn_vrez2 molodost184770_499728566746636_1975584108_n molodost12669564_122455738141552_5596970672134557940_n

molodost12687843_121640218223104_2851543901006232524_n molodost12729124_1074928992559921_8384944675535908127_n molodost12744026_122455704808222_6609255603823742549_n

molodost12715819_122457581474701_8821634583735772351_n molodost12745429_121640204889772_6175142148772889138_n molodost12688378_121441191576340_8724717891055111239_n

prud_chernyj Cлева направо нижегородские художники-неформалы времен деятельной работы в творческом объединении «Черный пруд»: нижегородский художник Яков Васильченко, нижегородский художник Алексей Сахаров, нижегородский художник Сергей Сорокин, нижегородский художник Галина Каковкина, нижегородский художник Николай Опыхтин, нижегородский художник Сергей Суворов, нижегородский художник Алексей Акилов, нижегородский художник Николай Сметанин, нижегородский художник Геннадий Урлин. К сожалению, на фотографии нет Натальи Панковой.

Те же двадцать лет спустя…Узнаете ли вы в них тех, кто в те времена буквально взбудоражил город своей энергией и мучительным поиском этого сладкого слова «свобода».

ch_p6

ch_p10




« К кратким заголовкам страницы

Статистика посещаемости
© Аудитор Петрова Татьяна Александровна 2003